Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Министерство социального развития Московской области

 

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" 

 

Особенности логопедической работы с детьми с РАС.

 

На сегодняшний день аутизм и расстройства аутистического спектра являются одними из самых распространенных нарушений развития у детей. Работа с такими детьми проходит в комплексной системесопровождения. В связи с этим активно идёт обучение специалистов социальных учреждений формам и методам работы с такими детьми. В ГКУ СО МО «Лотошинский СРЦН» пять специалистов приняли участиев профильном курсе обучения, проходившем в АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир».

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Ещё в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться всё больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 чел. на 10 тыс. детей до 50-116 случаев на 10 тыс. детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Расстройство аутистического спектра (РАС) является серьёзным, и в тоже время недостаточно изученным заболеванием. У детей с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение социального взаимодействия и способности к общению. В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей. На очередном семинаре специалисты ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН» поделились знаниями, полученными на обучающем курсе в АНО «Наш солнечный мир». Особое внимание было уделено работе непосредственно над речевыми навыками, в которой специалисты «Центра реабилитации инвалидов детства» используют обучение глобальному чтению по системе Глена-Домана. Считается нецелесообразным изучать и произносить отдельные звуки. На нулевом этапе отрабатывается и указательный жест.

Далее работают по следующей схеме:

  1. Подбор парных картинок, постепенно увеличивая их количество

  2. Приклеивают картинки в альбом, вместе со специалистом подписывают; отдельно заготавливают карточки с надписями этих картинок. Подбирают карточки с надписями к ранее приклеенным картинкам, сначала визуально, затем на слух, сопоставляют их

  3. Учат глаголы аналогичным способом

  4. Составляют короткие предложения: «подлежащее+сказуемое»

  5. Всё это прописывают, обводят по пунктирно написанным словам

  6. Закрепляют образ буквы через зрительный и тактильный анализаторы (используют выпуклые буквы магнитной азбуки, буквы из пластилина, дерева, приклеенные на бумагу из гороха, гречки, фасоли и т.д.).

На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у ребёнка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала.

При правильно построенной работе дети с РАС могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разные. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же, как и у здоровых детей. Для того чтобы отследить динамику, следует записывать малейшие достижения ребенка. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, формируется соответствующий стереотип, который помогает взаимодействовать, познавать мир и учиться.

 

Чернышева Г.А.,

специалист по социальной работе отделения участковой социальной службы

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?