Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Содержание

 

Министерство социального развития Московской области

 

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" 

Веселые пальчики. 

 

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский.

 

 

 

Давно известно, что двигательные импульсы пальцев положительно сказываются на развитии головного мозга ребенка. Речевое и умственное развитие идет быстрее, если малыш выполняет различные мелкие движения руками, играет в пальчиковые игры. В последнее  время отмечается, что у детей слабо развита мелкая моторика. 

 

 

Наши дети – неотъемлемая часть современного общества с его благами и недостатками. За последние двадцать лет произошел значительный скачок в области развития технологий, и в быту появилось много помощников: стиральные машины, пылесос, мультиварки и т.д.  Сейчас помощники заметно облегчают жизнь, выполняя ту работу, которую наши мамы и бабушки, а вместе с ними и дети, делали руками: достаточно нажать на кнопку. Наблюдая за родителями, дети  копируют их движения и не знают, что можно по- другому. Как результат – у детей мелкая моторика развита недостаточно. Техника высвобождает время, которое нужно чем-то занять. Все больше времени отводится телевизору и интернету, а ведь его можно потратить на совместный досуг: заняться рукоделием и творчеством с детьми. Вот еще одна причина  того, что у современных детей  мелкая моторика слабо развита.  

За последние годы темп жизни увеличился в разы: люди постоянно спешат, много часов проводят на работе и в пробках. Часто не остается свободных минут для полноценного общения с детьми. Приходя домой, маме нужно успеть приготовить ужин, убраться, проверить уроки. Часто ребенку вручается «развивающая» игрушка, которая призвана развивать мелкую моторику в том числе. Однако самый важный развивающий фактор – это мама и ее непосредственное участие, без которого эффект  любого новомодного детского гаджета сводится практически к нулю. Следующая причина того, что у детей мелкая моторика плохо развита – нехватка времени на обучение элементарным бытовым навыкам.  Виной тому служит спешка, в которой  большинство из взрослых  пребывают. Родителям проще самим накормить, одеть, обуть, пока ждать, как это будет делать ребенок.  Многие полагают, что всему он  научится сам. Да, но периода ошибок не избежать в любом случае.  Конечно, чем старше ребенок, тем меньше времени ему понадобится  на то, чтобы научиться, к примеру, завязывать шнурки. Но и он будет на первых порах ошибаться. 

В большинстве случаев ситуация принимает весьма неприятный оборот, когда у детей мелкая моторика  слабо развита, и ребенок в возрасте пяти лет не ест сам ложкой, или в девять не может завязать себе шнурки. Грустно, но это реальные примеры. 

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков. 

Пальчики у ребенка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими – огромный труд. В первые недели жизни ладошки младенца сомкнуты в кулачки. Потом они начинают работать: хватают маму за волосы, тянутся за погремушкой. С каждым днем они действуют все осознаннее, стараясь получить желаемое, и добиваются своего. А в это время в голове у ребенка происходит большая работа. Карапуз не просто играет и познает окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается, и в результате ребенок раньше начинает говорить.    

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это  массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация, оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Детям можно предложить завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д.  

И важно помнить, что на руках человека, особенно  на кистях, располагается большое количество особых точек, массирование которых способно излечить от определенных болезней. Например, при проблемах с желудком полезно массировать указательный палец, если беспокоят почки и печень – безымянный. Вспомните русские народные игры и потешки: «Сорока-ворона кашу варила…». Эти игры приносят огромную пользу массажем, который тонизирует весь организм малыша, способствует развитию интеллекта и речи, поднимает настроение ребенку.  Поэтому каждой заботливой маме нужно знать пальчиковые игры, показывать их своему ребенку и играть вместе с ним. Совсем маленьким деткам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова  снова и снова.  Играть необходимо то с одной ручкой, то с другой по очереди. 

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошколят. Они эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: 

  1. Способствуют развитию речи.  Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.  

  1. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого. 

  1. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! 

  1. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.  

  1. Помогают в игре формировать элементарные математические представления. 

  1. Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять. 

  1. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. 

 

Николаева О.Н.,  

педагог допбразования  

ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН» 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?