Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

 

 

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Сложности на работе, личные неудачи, проблемы в семье, в таких ситуациях мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа, после чего человеку необходим отдых, чтобы восстановить затраченные силы.

Работая в сфере «человек – человек» мы сталкиваемся с многими как положительными факторами, подкрепляющими организм, так и  с негативными. У каждого специалиста своя, индивидуальная  устойчивость к стрессу, которая выполняет защитную функцию в возникновении деструктивных проявлений. Если снижен иммунитет, то человек неизбежно заболевает, так и здесь, при снижении сопротивляемости к стрессу происходит нарастание тревоги, гнева, депрессии, то есть истощение тех функциональных ресурсов, которые обеспечивают оптимальную жизнедеятельность, работоспособность.

Неконструктивное решение проблем, преодоление трудностей, а также эксплуатация одних профессиональных качеств личности в ущерб развитию других способствует формированию профессиональной деформации личности. Однако, стоит различать «профессиональную» и «личностную деформацию». Так, при деформации личности снижается уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Также происходят изменения, которые сказываются уже на всех сферах нашей с вами жизнедеятельности, это – семья, личные отношения, хобби и др. А при профессиональной деформации происходят изменения в уже сложившейся структуре личности и деятельности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. «Профессиональная деформация личности» включает преимущественно негативные аспекты влияния профессиональной деятельности на человека.

Негативные изменения могут сказаться на имидже человека, психовизиологии, стиле его поведения и общения. Случается, что уже «выгоревший» или подвергшийся профессиональной деформации специалист выбивает вас из «рабочей колеи». И как, конструктивно, не в ущерб себе справиться с такой ситуацией? В некоторых организациях таким феноменом занимается педагог-психолог. И его главной задачей стоит профилактика профессиональной деформации личности коллег. Однако, он должен и уметь «отгораживаться» от чужих проблем, то есть не пропускать их сквозь себя, не принимать близко к сердцу и не путать профессиональное сочувствие с сочувствием человеческим. Немаловажное качество психолога - это стрессоустойчивость.  Ведь сколько же существует печальных примеров, так сказать, просто «выгоревших» на работе людей.Также, специалисты, которые задумываются о данной проблеме, находят некоторое решение, которое заключается не только в так называемой «отдушине», это любимое увлечение, хобби, но и ищут конструктивное решение вопроса на работе, учитывая индивидуальный подход. 

Так, еще в студенческие годы я нашла для себя, не только как для педагога – психолога, но и как для коллеги и просто друга одну книгу, которая лично мне, тогда, помогла осмыслить отношения на работе. Эта книга, замечательных авторов Кавиола и Лавендер, которая говорит о том, как справиться с дисфункциональными людьми на работе. Издание показывает как важные психологические способности и принципы могут легко применяться к решению повседневных проблем как на рабочем месте, так и в жизни вообще. Для меня, еще тогда, для начинающего специалиста оно стало неким толчком в работе с данной проблемой, и просто инструментом помогающим понять некоторых людей.

 

Уважаемые коллеги! Если вас интересует данная проблема, и вы нашли для себя выход, как не стать «сгоревшим» в профессиональном, так и личностном плане, можно поделиться с другими или задать соответствующий, интересующий вопрос!

Всем желаю здоровья и процветания!

Шмакова Т.В.

Педагог-психолог

03.10.2016г.