Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

 

«Дом без насилия»

 

Вопросы жестокого обращения с детьми в настоящее время стали глобальной проблемой. В 2015 году губернатор Московской области Воробьев А.Ю.обратил внимание всех субъектов профилактики на вопрос выявления нарушений  прав и законных интересов детей. В нашем районе согласно Постановлению № 139 – ПГ от 17.04.2015 г. создана рабочая группа раннему выявлению жестокого обращения с детьми.

Последствия любого вида жестокого обращения самые разнообразные: негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушение  социализации, порождение безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних.

Согласно опубликованной статистике до 40 % тяжких преступлений в отношении детей совершаются в семье: около 2 млн детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей (только зафиксированная часть); спасаясь от этого, более 50 тыс. детей убегают из дома; около 2 тыс. детей в год кончают жизнь самоубийством.

Что же толкает детей на это? На первом месте стоит наказание - самая распространенная  форма  воздействия. Боязнь наказания основана  на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, быть отвергнутым. Родители чаще всего это не пронимают. У них другая цель – безусловное послушание детей. К тому же каждый родитель имеет свой опыт предыдущего воспитания. Возможно их когда-то держали в кулаке и не жалели для них ремня – и они поклялись, что никогда не ударят своего ребенка. Но, как правило, часто слова не совпадают с действиям. Если вас наказывали в детстве, то очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком? Ведь каждому хотелось чувствовать себя дома легко, спокойно и защищено.

Еще Л. Толстой писал: «Наказывать по-русски - значит поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает».

Взрослые нередко не умеют, а чаще не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога. Сложно добиться позитивных воспитательных целей только требованием  безусловного послушания. Многие родители чаще проявляют внешнюю заботу: « Иди поешь», «Убери в своей комнате», «Долго не гуляй» и т. д. А чем живет ребенок? Интересы? Мечты? С кем дружит, какие качества ценит в людях? Что привлекает его в  фильмах, книгах, музыке, а что не интересует? Внутренний мир ребенка его отношение к людям, окружающему миру, самому себе нередко остается вне внимания родителей.

Первой реакцией на детские слёзы у взрослых  становится раздражение, а ведь чаще всего дети (да и взрослые) плачут от обид и своих переживаний, а не от физической боли. И конечно, прежде чем начать ругать, стыдить, говорить ребенку «престань плакать» или «не плачь», надо успокоиться самим и выслушать его.

Общаясь в этот момент с ребенком, мы даем ему понять и прочувствовать, что нам небезразлично его состояние, его чувства, связанные с тем событием, о котором он нам поведал. Для этого нам надо выслушать ребенка, а затем своими словами повторить то, что он нам рассказал. Тем самым, мы «убиваем  сразу трех зайцев»:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

В условия социально-реабилитационного центра очень часто приходится сталкиваться с детьми, которых вовремя не услышали родители, не поняли учителя и, как следствие, ребенок замкнулся, перестал общаться с близкими людьми. Кто-то не хочет возвращаться домой, идти в школу. Специалисты учреждения всяческие пытаются исправить ошибки родных  и близких.  

Но не стоит думать, что менять установки, методы воспитания поздно. Говорить своим детям ласковые слова, целовать и обнимать их, искренне, с интересом расспрашивать их о прошедшем дне никогда не поздно и никогда не рано.

 

 

И.о. зав. ОУСС  ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН»

Николаева О.Н.