Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Содержание

Содержание

 

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" 

 

 

 

 

 

 

Моя профессия — социальный педагог

 

Позвольте представиться: Медведева Инна Викторовна, социальный педагог.

Эти два термина - «социальный» и «педагог» - не так давно находятся рядом друг с другом. И если значение второго ни у кого не вызывает вопросов — с ним всё ясно, то сочетание этих слов до сих пор являет непонимание: «Ты социальный педагог? А кто это? А что ты делаешь?

Суть работы социального педагога можно выразить русской поговоркой: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Это, действительно, так, потому что соцпедагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, педагога, организатора воспитательной деятельности и в чём-то - юриста. Всё это говорит о том, что наша деятельность уникальна и универсальна, ведь она направлена на выполнение множества функций: посредническую, охранно-защитную, диагностическую, коррекционно-реабилитационную, предупредительно-профилактическую. Социально-педагогическая деятельность действительно многопрофильна, но в какой бы сфере ни работал социальный педагог, ему приходится работать с людьми, а более всего с детьми.

Подростки, у которых социализация проходит успешно, в основном, не нуждаются в помощи. В центре внимания социального педагога находятся дети, «выпавшие» из нормальных социальных отношений. Это «выпадение» может произойти по разным причинам. Общество может не принимать человека, у которого имеются проблемы с физическим или психическим здоровьем, который не может освоить в силу разных причин нормы поведения и законы существования в социуме, не может учиться и работать так, как остальные. Одним словом, в эту категорию входят дети с психологическими, интеллектуальными, педагогическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также большое количество детей с нарушениями здоровья. Сюда же могут попасть и подростки, перенесшие душевную травму. Все эти ребята требуют особой заботы общества, его защиты.

В моей работе есть обязанности приятные и не очень. Безусловно, отрадно становится на душе, когда удаётся помочь конкретному ребёнку, конкретной семье. Хорошо, когда получается оградить воспитанника от негатива, направить развитие его личности в «нужное русло», защитить его права. В такие моменты понимаю, что работаю не напрасно, не зря отдаю столько сил. И пусть мы (соцпедагоги) часто сталкиваемся с безразличием, чёрствостью и невоспитанностью неблагополучных родителей, с равнодушным отношением окружающих к проблемам детей, к тому, что достучаться до своих подопечных очень нелегко – трудные дети, в основном, никому не верят и, как правило, озлобленные. Зато сколько позитивных чувств получаешь, когда видишь, что ты помог ребёнку стать на путь исправления!

Самое драматичное для меня в работе социального педагога – посещение семей, состоящих на социальном патронаже. До дрожи душевной наблюдаю печальную одинаковость недугов этих людей: алкоголизм, распущенность, развращённость, табакокурение, пьяные дебоши, неустроенность быта, несчастное детство ребятишек. «Нет Бога в сердце и царя в голове», - так говорили раньше о подобных людях. Что-то сломалось в их душах, внеся полное разорение в семьи и дома, исчез внутренний стержень, который держит в жизни, оказались потерянными моральные и этические нормы. Они совершенно не замечают того, что у них есть дети, во что они одеты, голодны они или сыты, в каком состоянии находится их жилище. Разруха и пустыня!

Доказано, что на формирование людей, их личностных и моральных качеств оказывают сильнейшее влияние не нравоучения и лекции о том, как себя вести, а личный пример наших родителей. Какой пример видят дети из подобных семей перед глазами? Что впитывают в себя? Какую модель поведения будут копировать позже? Это страшно!

Общественность удивляется, когда «проблемные» снова и снова попадают в некрасивые истории. «Разве можно так себя вести? Как вам не стыдно?» - спрашивают их потом. В том то и ужас, что не стыдно, в том всё дело, что они считают нормальным такое поведение, ведь они в жизни не видели другого примера, кроме как отрицательного!

И если взрослые люди с проблемами вызывают моё искреннее сочувствие, то дети подобных горе-родителей - сострадание. Недолюбленные, недоласканные, недослушанные, непонятые, они идут во взрослую жизнь с таким печальным грузом. На что опереться потом? Кому довериться?

Так что же это за человек – социальный педагог? Каким должен быть его психологический и личностный портрет? Чем он должен отличаться от представителей других профессий?

Если сравнить необходимые для профессии качества с красками, то добавим на палитру для портрета доброжелательность, способность любить детей, терпимость, активность, отзывчивость, тактичность, энергичность, развитый эмоционально-волевой контроль, аналитическое мышление, позитивный настрой, умение работать с разными категориями населения. Яркая и перспективная палитра получается! Добавим также наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, способностью представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания и поступки. Разведём всё это несколькими каплями чуткости, общительности, доброты, любознательности и твёрдости в отстаивании своей точки зрения. Богатая личность получается на полотне!

На мой взгляд, в личностном ядре социального педагога обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства, иначе он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать того же у ребёнка, нуждающегося в помощи. А ведь именно чувство собственного достоинства есть обязательное условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. И важнейшим, повторюсь, является умение любить. Красивых и успешных детей любить легко, на это способен почти каждый. А вот отдать своё сердце забитым, неухоженным, колючим подопечным способен далеко не каждый.

Профессия социального педагога важна и актуальна для общества, ведь этот специалист помогает детям найти своё место в жизни, свою дорогу. Благородна высокая цель работы соцпедагога – помочь «трудным» детям стать полноправными членами общества!

Работу любого педагога лёгкой не назовёшь, а социального – в особенности. Эта деятельность требует многих душевных сил и больших энергозатрат. Социальный педагог постоянно сталкивается с настоящими жизненными трагедиями и проблемами, и у него просто нет времени чувствовать себя несчастным из-за отсутствия денег или модных вещей. Он далеко не всегда чувствует отдачу от того, во что вкладывает своё сердце. Не очень оплачивает эту работу государство, да и дети, с которыми он работает, скажут спасибо ему не скоро (да и скажут ли вообще?). Но, несмотря на все сложности профессии, она мне интересна тем, что социальный педагог на самом деле может сделать кое-что важное в этой жизни! 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?