Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

 

Использование арт-терапевтических технологий в работе с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, детьми с ОВЗ и их семьями».

 

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. В работе с детьми, у которых наблюдаются отклонения и нарушения в поведении и психике, пострадавших от семейного насилия, одной из наиболее подходящих форм работы является именно арт-терапия. Она дает ребенку возможность проигрывать, переживать и принимать какую-либо проблему тем способом, который он выберет сам. Арт-терапия предлагает ребенку с нарушениями в поведении и развитии практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в творчестве, с помощью которого он познает не только свое «я», но и устанавливает связь с окружающим миром и ищет пути решения возникших проблем.

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

За последние несколько лет в России созданы уникальные отечественные арт-терапевтические методики, которые стали широко использовать педагоги, психологи, специалисты социальной сферы в работе с детьми и родителями. Социально-художественные проекты реализуются в центрах социальной реабилитации,  клиниках, детских садах и школах, а также в музеях. Одной из таких арт-терапевтических методик, является программа социально-художественных проектов  «Семейная палитра». В нашем учреждении данная программа используется педагогами – психологами при работе с детьми и их семьями, сравнительно недавно, но уже помогает эффективно решать актуальные и наболевшие вопросы.

Комплексные реабилитационные арт-терапевтические проекты представляют собой синтез теоритических и практических художественных занятий в сочетании с психолого-социально-реабилитационным сопровождением. Проходят социально-художественные  проекты в форме отдельных творческих акций, могут носить разовый характер или выстраиваться в серию проектов. На протяжении всей программы с детьми и взрослыми работает педагог-психолог. Он помогают участникам включиться в творческую деятельность, а также проводят индивидуальный опрос (интервью с художником) по вопросам соответственно основной теме программы, оказывают психологическую поддержку, консультативную помощь в решении различных вопросов (урегулирование детско-родительских взаимоотношений, разрешение конфликтных ситуаций, направление семьи к необходимому специалисту и пр.).

Участником социально-художественного проекта может стать любой человек – ребенок или взрослый, независимо от его художественной подготовки. Программа ориентирована на разные возрастные группы: дети дошкольного возраста и их родители; дети начальной школы и их родители; дети и подростки; дети с ОВЗ и их родители; многодетные матери; дети из попечительских семей.

Каждому участнику социально-художественного проекта, ребенку или взрослому, в процессе работы предоставляется возможность предложить свою идею, особую трактовку или решение поставленной творческой задачи, а также право представить ее в конце программы другим людям, детям и взрослым. Участвуя в совместных семейных проектах, дети, родители, педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а также эмоциональную и духовную поддержку. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения, социально-реабилитационного центра. Многие дети с ограниченными возможностями благодаря участию в проектах успешно адаптируются, становятся полноправными участниками культурного и образовательного события. Цель таких встреч не учить рисовать, а помочь раскрыть внутренние резервы и способности, поддержать личность ребенка.

 

Педагог- психолог отделения диагностики и социальной реабилитации Юля Зубкова.

04.10.2016г.