Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

 

 

Психологическая помощь семье,

имеющей особенного ребенка.

 

 Появление в семье «особенного» ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья - всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Родители рассчитывают на то, что их ребенок будет самым лучшим и самым способным. Но он не лучший и не худший, он другой, особенный, он — ваш любимый ребенок, который, в первую очередь, нуждается в эмоциональной поддержке, постоянном внимании и заботе.

Самое главное - родители должны принять данного ребенка  и понять, что жизнь с рождением особенного ребёнка  продолжается. Нужно дать почувствовать ему, что он единственный и неповторимый, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.    

Следует научиться воспринимать особенного ребенка как ребенка со скрытыми возможностями.

Дети с особенностями развития – это дети, которые обладают определенным потенциалом. Они могут учиться и общаться со своими сверстниками. Они являются полноправными членами общества.

Главное для таких детей и их семей – это забота родных и раннее обращение к специалистам по проблемным вопросам.

Так как же помочь  особенному ребенку обустроиться в этой жизни?

Рекомендации психолога родителям детей с особенным развитием:

1. Примите факт наличия особенности  развития у вашего ребенка.  Ваш ребенок такой,  какой он есть, и везде, при любых обстоятельствах, независимо ни от чего ему нужна ваша искренняя, безоговорочная любовь и внимание.

2. Возьмите себя в руки! Постарайтесь преодолеть страх и отчаяние. Вашему ребенку, каким бы он ни был, нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от вас. Вы нужны ему сильными. Помните о том, что любовь к ребенку, терпение и постоянная забота о нем позволят вам добиться наибольших успехов.

3. Постарайтесь строить ваши отношения с ребенком на основе любви,  взаимного доверия.  Особенные дети чистосердечны и бесхитростны. Их отношение к людям проникнуто сердечностью, дружелюбием, искренностью, преданностью и любовью. Любите и заботьтесь  о вашем ребенке. И вам станет важно только то, что он вас любит, и что ему нужны ваши тепло, ласка и защита.

4. Ваш ребенок, как и все другие дети, имеет право на развитие, нормальную жизнь в своей семье, с людьми, которые его любят, понимают и заботятся о нем. Он должен вести жизнь, в максимальной степени приближенной к жизни других детей. 

5. Нужно понять, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье в первую очередь. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть и разрешена. Существует широкая сеть специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений, в которых обучаются особенные дети. Опытные специалисты окажут вам квалифицированную помощь.

6. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас. Умейте прощать любые ошибки. Чтобы принимать правильные решения, чаще вспоминайте чувства и эмоции, которые вы сами испытывали в детском возрасте. Будьте правдивы, говорите и рассказывайте ребенку то, что вы чувствуете- ребенок нуждается в искренности ваших чувств.

7. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Помните, что строгости без ласки и любви не бывает, а любовь и ласка не бывают без строгости. Стремитесь понять поведение своего ребенка, его чувства и мысли и принимать решение о наказании или других формах воздействия только осознанно.

8. Всегда внушайте ребенку, что он сможет всё, если будет верить в себя и будет постоянно над этим работать. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается что-то сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: «Жаль, не вышло, в другой раз обязательно получится».

9. Учить ребенка – важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру. Ребенок часто лучше усваивает материал, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет.

10. Помогите себе, измените отношение к себе. Прежде всего, не думайте о том, что у вас родился и растет не такой, как у всех, ребенок. Запретите себе подобные мысли.

11. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.  Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

12. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Помните, что нет готовых рецептов в воспитании  ребенка.  Только внимательное отношение к миру вашего ребенка, интерпретация его поведения, ваше интуиция, внутренний голос дадут возможность правильно понять вашего ребенка и выработать согласованные формы поведения.

13.  Измените отношение к супругу (ге). Нет смысла выяснять, кто виноват. Виновных нет! Есть проблема, которую необходимо решать обоим. Заботиться о малыше нужно как и матери, так и отцу ребенка. Научитесь помогать ребенку в том, чего он пока не умеет. Следите за развитием  и успехами малыша вместе.

15. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Принять — не значит сложить руки. Принять – это делать все, что нужно, но спокойно, без надрыва. Не требовать подвигов, не сравнивать со сверстниками, со старшим ребенком. Не думать о том, что могло бы быть по- другому. Жизнь продолжается!

 

 

Тюрикова Г.В., психолог ОУСС

ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН»