Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

 

 

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.



 Воспитание малыша с ограниченными возможностями здоровья становится тяжелым испытанием для всей семьи. «Особенные» дети - это та категория детей,  которая,  в первую очередь, нуждается в постоянном внимании, искренней заботе, эмоциональной поддержке.

На родителей таких детей ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей часто испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии.

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дети приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние.

 Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть.

Мы просто другие, мы живем на другой глубине.

Мы просто такие, неизвестно, по чьей вине.

 Нам такими, как вы, не стать,

Так попробуйте рядом быть,

Попытайтесь нас просто понять…

Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут успокоительные травяные сборы, например, шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами.

Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации как вас, так и вашего ребенка. Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, освободит хотя бы на время или просто даст выспаться.

Преодолеть сложный период может помочь социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

За помощью и поддержкой вы можете обратиться в социальные учреждения Лотошинского района: Отдел социальной защиты населения п.Лотошино, ГБУСО МО «Лотошинский центр социальной помощи семье и детям», ГКУСО МО «Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Здесь вы получите возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки, найти более конструктивное решение своих проблем, узнать о мерах социальной поддержки семей с детьми инвалидами.

 Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

 

Специалист по работе с семьей Медведева И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей -инвалидов:

1.Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

2.Никогда не жалейте ребѐнка из -за того, что он не такой, как все.

3.Дарите ребѐнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

4.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5.Не ограждайте ребѐнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6.Предоставьте ребѐнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

7.Следите за своей внешностью и поведением. Ребѐнок должен гордиться вами.

8.Не бойтесь отказать ребѐнку в чѐм-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9.Чаще разговаривайте с ребѐнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

10.Не ограничивайте ребѐнка в общении со сверстниками.

11.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка –инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

13.Не изводите себя упрѐками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребѐнок, вы не виноваты.

14.Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком –инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой –и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Поэтому, мы, родители, не должны ждать, когда ребенок обратиться к нам за помощью или советом, а создавать в своем доме тепло, понимание, уважение, физическую безопасность, соблюдение прав всех членов семьи, независимо от возраста, и воспитывать ответственность за слово и дело.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.

 

Каковы права ребенка в семье?

Ребенок имеет право:

·         жить и воспитываться в семье;

·         знать, кто является его родителями;

·         на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

·         на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

·         на всестороннее развитие;

·         на уважение человеческого достоинства;

·         на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и иными родственниками;

·         на защиту;

·         на выражение собственного мнения;

·         на получение фамилии, имени, отчества;

·         на получение средств на существование и на собственные доходы;

·         (ст. 54,55,56, 58,60 СК)

 

Важные правила: (можно использовать в разговоре с подростком)

 

Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.

 

Правило 2. Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.

Правило 4. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если Вы пришли к чиновнику. Вы должны оставить ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если вы этого не сделали, можете считать, что Вы у чиновника не были.

 

А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних?

 

·         Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование.

Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст. 19 Закона РФ»Об образовании»)

·         В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (ст.1, 10 Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

·         Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (ст 3,6,13 Закона РФ «Об оружии»)

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

 

Ответственность несовершеннолетнего

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

 

С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?

С 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или путей сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 УК). За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.

Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?

Это наказание за действия, запрещенные Административным кодексом.

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,

жестокое обращение с животными,

повреждение транспортных средств общего пользования,

групповые передвижения с помехами для дорожного движения,

повреждение телефонов-автоматов,

распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,

Применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как

мелкое хулиганство,

нарушение правил дорожного движения,

нарушение порядка обращения с оружием,

правил пограничного режима и др.

Применяются меры наказания на общих основаниях с Кодексом