Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

 

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

 

В современном мире идет рост случаев жестокого обращения с ребенком. На самом деле это бич общества. Как же предотвратить, предусмотреть? Какую профилактическую работу можно провести со всеми: и с родителями, и с окружающими людьми? Что могут сделать сотрудники реабилитационного центра? В первую очередь, получив определенные знания по технологии раннего выявления случаев жесткого обращения с ребенком  и выполняя постановление Губернатора Московской области «Об утверждении порядка осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей», специалисты ОУСС ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН» спланировали проведение информационной компании по противодействию жестокого обращения с детьми, с целью познакомить взрослых со всеми позициями: что включает в себя понятие жестокое обращение, какие виды насилия существуют. На сегодняшний день многие считают, что  это только физическое насилие, а на самом деле  к жестокому обращению  относятся  насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика в адрес детей и подростков.

Специалистами было запланированы  обучающие семинары для представителей  разных субъектов профилактики. На первом семинаре мы встретились с представителями организаций культуры, спорта и работы с молодежью, на следующий семинар  пригласили работников библиотек,  а 29 марта - педагогов и воспитателей  дошкольных и общеобразовательных учреждений. Это именно те люди, кто более часто и тесно взаимодействует с детьми  в другой среде, не в домашней, и может обратить на ребенка внимание: на его состояние, настроение, внешний вид. Надо отметить, что, если слушатели на первых минутах встречи были пассивны, то к концу семинара каждая аудитория активно включилась в работу. Яркие примеры из жизни  способствовали  эмоциональному обсуждению.  Поэтому, обращаясь через газету, мы хотим, чтобы каждый  из взрослых, был внимательным, не оставался равнодушным к  происходящему с ребенком, его виду, настроению,  состоянию, тому, что можно заметить  своим взглядом со стороны.

Что же включат в себя понятие «жестокое обращение»? «Жестокое обращение с детьми — это действия (или бездействие) родителей, взрослых и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка».

Формы жестокого обращения

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психологическое насилие, пренебрежение нуждами.

 Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

Какую картину мира видит ребенок, переживший физическое насилие?

«Кто силен, тот и прав;  бьет, значит, любит, кто любит, тот и бьет»

Вот один из жизненных примеров. Родители заставляли своих детей (мальчика 8 лет и девочку 10 лет) часами стоять в углу в наказание за малейшую провинность. Мать объясняла это так: «Мои родители так меня воспитывали. Я считаю это правильно, так как я боялась этого наказания и старалась не попадаться. Но они меня любили». В данном случае мать перенесла собственный детский опыт на своих детей, отождествив себя с тем, кто наказывал ее. Наказание для матери связано с родительским авторитетом. Она уверена, что это необходимо для блага детей, хотя в реальности физическое насилие оказывает обратный эффект:  впоследствии нередко воровство, уход из дома, непослушание  со стороны детей становится причиной обращения матерей к специалистам за помощью.

 Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п. Любые обвинения в адрес ребенка будут иметь на него огромное влияние. «Ты лентяй, трус!» – все эти слова тут же становятся установкой, намертво впечатываясь в мозг ребенка и формируя его самооценку. Неважно, обращаетесь вы к младенцу, к подростку или к юному, но уже почти взрослому человеку: помните, что эхо ваших слов он будет слышать долгие годы.

Какую картину мира видит ребенок, переживший психологическое  насилие?

«Я ничего никогда не достигну» («я дурак, тупой, у меня не получится, ничего хорошего никогда не произойдет, хорошее не для меня»). «Я никому не нужен». «Я во всем виноват» (« я всем мешаю, лучше бы меня не было»)

А вот у детей, переживших сексуальное насилие, складывается иная  картина, которая  мешает выявить это, потому что ребенок думает: о случившемся нельзя никому рассказывать, взрослые могут делать с ребенком все, что они хотят. И в дальнейшем переубедить ребенка, что это неверно, будет очень трудно. Но мы как взрослые должны быть чуть впереди,  ведь самим о подобной трагедии узнать сложно- ведь ребенок в этот момент закрыт для общения.  И поэтому с ним необходимо иметь  доверительные отношения.

Особое внимание нужно заострить на  таком виде насилия, как пренебрежение основными потребностями ребенка, на который очень редко кто обращает внимание, потому что не знают об этом, что это такое. А ведь это наиболее часто встречающийся вид насилия. Пренебрежение подразумевает под собой просто невнимание к основным нуждам ребенка: в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Пренебрежение выражается в следующем:

- недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу,

- запущенное физиологическое состояние детей (педикулез, дистрофия, энурез, энкопрез  и т.д.);

- отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены (одет не по сезону, в одежду в большего размера, о ребенка  исходит неприятный запах и т.п.)

 - антисанитарные жилищные условия и т.п.

Конечно, говорить, что в семье есть насилие, обращая внимание только  на один из видов, нельзя. Но заметить изменения во внешнем виде ребенка, настроении,  физическом состоянии необходимо. Обратить внимание  на это нужно классному руководителю, тренеру, воспитателю и даже соседу, который знает  данного ребенка по-другому, общаясь с ним, и конечно же, не промолчать. Не надо считать, что это какое-то наушничество, жалобы, но если вы обеспокоены, то обратите внимание  на это службы, которые помогут все выяснить,  выявить и помочь как семье, так и ребенку на ранних этапах (телефоны служб: КДНиЗП – 7-19-83, отдел опеки и попечительства - 7-33-75, реабилитационный центр – 79-673)

Особое обращение к родителям детей:

Дорогие мамы и папы! Вы ведь тоже были когда-то маленькими девочками и мальчиками, жаждущими любви и нежности, признания своих родителей. Неужели вам не хочется дать это своим детям? Вы ангелы- хранители этих маленьких сокровищ! Подарите им то, чего, возможно, были лишены сами. Обнимайте их, целуйте, ласкайте, играйте и смейтесь вместе с ними. Обязательно выслушивайте их, не скрывайте от них свои чувства. Повторяйте вновь и вновь, как сильно вы их любите. Если вы не будете любить их больше всех на свете – то кто сделает это за вас?

И.о. зав. ОУСС  ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН» Николаева О.Н.