Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Содержание

Содержание

 

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" 

 

 

 

 

 

 

Танцующие краски.

Эбру в работе специалиста по работе с семьей.

           Применение эбру-терапии в работе с детьми и взрослыми.          

           

 

      23 марта 2018г. в ГКУСО МО "Лотошинский СРЦН" проведен семинар для сотрудников учреждения, на котором специалист по работе с семьей поделился опытом работы с семьями с применением нетрадиционной техники рисования на воде "Эбру".

    Методы арт-терапии, широко признаны и активно используются педагогами и психологами для коррекции психологического состояния человека.

Упражнений и техник арт-терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество, как в зеркалоф.

Все арт-терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений, рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».

В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества.

Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми.

Почему для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными? Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.

Эбру - терапия - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России.

Искусство живописи на воде - древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, имеет восточные корни. Родиной  Эбру принято  считать Турцию.

Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.

 Рисуя на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, выбирая понравившиеся цвета и нанося их на воду, человек следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор - это изображение, которое таит ваша душа.

Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.

На словах звучит очень просто, но то, что происходит, многие называют волшебством.

Эбру – это не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений.

Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не бояться экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно.

Необычность и новизна для большинства россиян искусства эбру создаёт устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя (особенно того, кто сталкивается с техникой эбру впервые).

Ещё одна особенность эбру состоит в том, что результат работы предугадать очень сложно, особенно детям и начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес. Кроме того, в эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно - реабилитационной практики.

Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого образа, созданного в технике эбру.

На начальном этапе рисования, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги.

Затем с помощью заостренных палочек или гребня, выводим различные формы или изображения. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы.

Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения.

Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, моторики, пространственного восприятия.

Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей и взрослых, повышает их самооценку.

Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду (подходят детям с аллергией), набор кистей из натурального конского волоса, шило, гребень, специальный загуститель для воды.

Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.

У детей занятия правополушарным рисованием повышают интерес к ученой деятельности, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. В эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение.

Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Арт-терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни в семье, в детском саду и школе.

Эбру-терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания), происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации,  идет коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

Итак,  в работе с детьми

эбру:

• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала;

• помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает к природе и к себе;

• позволяет установить доверительный контакт между специалистом и ребенком;

• позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;

• создает положительный эмоциональный настрой в группе;

• облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие детей и родителей в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

• позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

• помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;

• развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;

• способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

• повышает адаптационные способности. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

• эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;

• позволяет расслабиться. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

• развивает чувства внутреннего контроля;

• развивает цветовосприятие и восприятие форм;

• развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;

• развивает художественные способности и повышают самооценку;

Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Таким образом, арт-терапевтическая техника эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем.

Специалист по работе с семьей: Медведева И.В.

 

 

Список литературы и интернет ресурсов.

1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003.

2. Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, А. Е. Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.

3. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру.  Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

4. О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»

http://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/

5. Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.

6. Проект «Танцующие краски» Курс по освоению техники живописи на воде – эбру. http://irc.lv/video?id=pafU7bRQfWIU

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?