Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Министерство социального развития Московской области

 

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" 

 

«Семья в кризисе — выход есть!»

В народе говорят: «Дерево держится корнями, а человек семьей». Значение семьи в жизни людей невозможно переоценить.

Среди признаков, определяющих семью, выделяют отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Рассмотрим второй признак. Для детей семья -это первая социальная среда, где они учатся. Семья является центром развития для ребенка, она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Семью можно сравнить с небольшим островом, где тебя ждут, любят, несмотря ни на что, заботятся друг о друге, морально поддерживают. Но это не всегда так. И над островами проходят ураганы и возникают бури, с которыми можно сравнить кризисы семейной жизни. Как правило, кризисы связаны с определенным этапом жизни семьи, такими как: рождение ребенка, поступление ребенка в школу, потеря работы, переходный возраст детей, уход из родительской семьи, сложности на работе, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, изменение материального положения, переезд семьи в другой город или страну, тяжелые болезни, смерти, рождение детей с проблемами здоровья. Во время появления или нахождения семьи в подобных кризисах семья особенно уязвима, она входит в "группу риска". Побочные эффекты проблем семьи выходят наружу и становятся заметны окружающим. Большинство семей сами находят выход из кризисных ситуаций, просто пережив очередной трудный этап семейной жизни. Но некоторым требуется помощь специалистов, которые могут увидеть проблему семьи со стороны, помочь общими усилиями найти выход из трудной ситуации.

Раннее выявление семей группы риска - приоритетное направление работы участковой социальной службы. На начальном этапе кризиса помощь семье «группы риска» более эффективна, потенциал семьи не исчерпан, родители готовы принимать помощь извне, что позволяет в кратчайшие сроки наладить нарушенное равновесие в семье. Работа по выводу из кризиса начинается с диагностирования проблемы семьи, выяснения причины, послужившей дисбалансу взаимоотношений между членами семьи и разработки плана выхода из трудной ситуации, как правило, основанного на межведомственном взаимодействии субъектов профилактики социального сиротства. Специалисту по социальной работе необходимо найти общий язык с родителями, настроить их на сотрудничество и полноценное взаимодействие. Для понимания всех происходящих в семье процессов специалист должен уметь оценить негативное влияние разных факторов.

Чтобы защитить и сохранить семью, первым шагом специалиста участковой социальной службы должно быть осознание проблем семьи. Важно знать, почему семья не хочет никаких перемен в жизни. Обычно родителей в семьях «группы риска» обвиняют в том, что они не могут дать своим детям любовь, уход, воспитание. Специалист должен видеть не только то, что не делают родители, но и то, куда они прикладывают свои усилия. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти. Одно неверное движение, и она падает. Одно неправильное действие специалиста, и его помощь отвергают. Работать с такой семьей крайне сложно и продвигаться надо осторожно, постепенно отслеживая и контролируя ситуацию.

Второй шаг специалиста направлен на оказание помощи со стороны людей в окружении семьи, наиболее близких к ней. Известно, что семьи «группы риска» имеют ограниченный круг общения. Специалист должен рассмотреть все возможные варианты сохранившихся отношений, по возможности восстановить старые, найти заинтересованное лицо в окружении семьи и с его помощью воздействовать на членов семьи.

Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты. Подавление и отрицание травмы становится основным мотивом для выживания и сохранения семьи. Члены семей оказываются в положении, когда, при отсутствии теплых чувств друг к другу, они вынуждены нести ответственность за семью в целом. Отсутствие теплых взаимоотношений, которые помогли бы им справиться с травмами, погружает членов семьи в состояние агрессии, недовольства. Резкие фразы членам семей говорить гораздо проще, чем выражать свои искренние чувства или просить прощения за причиненные обиды.

Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхами повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение этого.

Оказание помощи семьям «группы риска» заключается в том, что специалисты, работающие с семьей, не берут на себя роль воспитателя, а все внимание направляют на развитие навыков у родителей, активизируя их возможности в воспитании своих детей.

Основными видами помощи семьям «группы риска» являются:

1. Социальное обслуживание ребенка в полустационарной форме обслуживания, когда ребенок приходит в учреждение на неполный день, где специалисты предлагают комплексное развитие детей. Это предполагает временную экономию семейного бюджета в части оплаты за дошкольное образовательное учреждение и возможность погашения имеющихся долгов в других сферах жизнедеятельности. В связи с отсутствием в образовательных учреждениях психолога и логопеда, такой вид помощи позволяет родителям получить услуги данных специалистов.

2. Экстренное помещение ребенка в стационар учреждения на период до трех месяцев, в случаях, когда ребенку грозит опасность. Это необходимо для лечения родителей, трудоустройства, наведения порядка в жилом помещении.

Все виды помощи семье очень индивидуальны, и их надо подбирать для каждого типа проблемной семьи в зависимости от ситуации. Как правило, основная работа осуществляется на дому. Домашняя обстановка способствует установлению таких контактов, которые невозможны в официальной обстановке. Работа специалистов в домашней обстановке позволяет членам семьи поделиться с профессионалом некоторыми проблемами в воспитании ребенка, отношением к ребенку, не выдавая при этом семейных секретов. Специалист определяет, что происходит в семье. Он наблюдает постоянное физическое насилие, пренебрежение по отношению к детям, жестокое отношение в семье, угрозы специалистам, агрессивность, злость и т. д. Для того, чтобы в семье наступили перемены в семье, специалист иногда прилагает намного больше усилий, чем сами члены семьи. Нередко семья испытывает стыд от того, что их пытаются лечить, учить. Поэтому иногда семья испытывает чувство негодования, злости.

Но и специалисты, работающие с кризисными семьями, нередко более глубоко испытывают боль и переживания, чем сама семья. Они прикладывают серьезные усилия, чтобы избавиться у себя от чувства злости и научиться управлять своими страхами и отчаянием, которые их охватывают во время работы. Сложность выполнения стоящей перед специалистами задачи приводит их к полному опустошению и состоянию негодования. В таком случае самим специалистам нужна помощь со стороны, чтобы объективно рассмотреть все конфликты семей «группы риска».

Как показывает практика, если помощь семье была оказана своевременно, то результатом работы с семьей станет появление нового жизненного качества семьи— адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. А самое главное, возвращение способности родителей полноценно осуществлять уход за детьми, понимать проблемы ребенка и совместными усилиями их решать, слышать своих детей. Как говорил знаменитый педагог В.А. Сухомлинский: «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

 

Шелофаст О.Н. зав. ОУСС.

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?