Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Содержание

Содержание

 

Министерство социального развития Московской области  

Государственное казённое учреждение социального обслуживания     

Московской области

  "Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие с подростками по теме: «САМОУВАЖЕНИЕ»

(подпрограмма по оказанию социально-психологических

услуг для подростков «Саморазвитие личности»)

 

 

Цель: дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить про­стейшим приемам формирования адекватного поведения.

 

 

Предварительная работа: разучивание с подростками сценки «Самоутверждение», подготовка раздаточного материала, подготовка презентации.

 

 

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, презентация, необходимое оборудование для представления презентации, конвенция о правах ребенка, карточки с названиями команд «Атака» и «Защита», лист бумаги, рюкзак, карточки с фразами для игры «Утверждаю себя».

 

Фразы для карточек:

  1. (Берет лист бумаги, комкает, бросает в сторону.) Эй, малой, подними бумажку!
  2. Слышь, малой, дай десять рублей, на пирожок не хватает.
  3. (Берет рюкзак.) На, спрячь рюкзак, пусть (имя кого-нибудь из участников) поищет (назвать имя кого-нибудь из участников), поприкалываемся!
  4. Сегодня с математики все смываемся, усек!
  5. У тебя есть телефон? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает.) Прикольный, будет мой!!!
  6. Чё ты тут встал? Я первый это место занял!
  7. Домашку сделал? Дай скатать!

  

План занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».
  3. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»?
  4. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение».
  5. Ролевая игра «Утверждаю себя».
  6. Рефлексия и подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

   

1.Ритуал приветствия

         Психолог:Ребята, давайте встанем в круг, положим руки друг другу на плечи и поздороваемся. Я предлагаю каждому по очереди приветливо посмотреть на своего соседа справа  и сказать ему такие слова: «Здравствуй, Саша! Я рад тебя видеть!». Теперь постарайтесь мысленно передать друг-другу частичку  своего тепла и хорошее пожелание, пожимая при этом руку своего соседа слева (упражнение выполняется по кругу).

 2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Психолог: Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожале­нию, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. Вспомните наши предыдущие занятия и скажите,  какой специальный документ может помочь вам (детям) защитить себя и отстоять свои права?

Ответ детей:

-  Конвенция «О правах ребен­ка».

 

Психолог.Действительно, как вы уже знаете из наших предыдущих занятий, этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

         Конвенция - это соглашение. Это значит, что  все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие суще­ства до 18 лет (статья 1).

Какие же есть у них права?

Хочу вам напомнить, что согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшнее наше занятие  мы и посвятим этому праву - праву на уважение.

  

  1. 3.    Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»

 Психолог. Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоува­жение. Как вы понимаете это слово?

Примерные ответы детей:

-   Самоуважение - это уважение человека к самому себе.

-   Это уважение к своим родителям, к своей семье.

-   Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.

 

Психолог: Как вы думаете, что дает чело­веку самоуважение?

Примерные ответы детей:

-   Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.

-   Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.

-   Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.

- Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

 

Психолог: По каким признакам вы опре­деляете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знамени­тые спортсменки: Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова -в чем проявляется их уважение к себе?

Примерные ответы детей:

-   Они уверены в себе.

-   Хорошо одеваются.

-   Не боятся высказывать свое мнение.

-   Никому не подражают.

-   Постоянно тренируются, чтобы победить.

-   Могут постоять за себя.

 Психолог: Люди, уважающие себя, дейст­вуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.

 

4. Разбор и оценка ситуаций «Самоутверждение»

Психолог:Психологи заметили, что ут­вердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три подростка. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает других, а кто вообще не может себя утвердить (сценка заранее разучивается с ребятами).

 

Саша  (нагло, агрессивно) Так, на диктанте я сажусь  с тобой! (Бьет Лену по плечу.)

Лена (тоскливо) Зачем?

Саша. Буду у тебя скатывать!

Л е н а. Да у меня почерк мелкий!

С а ш а. А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа  (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

С а ш а. О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек и решать за тебя ничего не буду.

Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

 

Психолог:Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

Примерные ответы детей:

-   Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не ут­верждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.

-   Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.

-   Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувст­ва, уверен в себе, но не давит на других.

 

Психолог:Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого-то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа ут­верждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

 

Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспо­мощной Лены?

Дети высказывают свое мнение.

Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе? Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

 

Примерные ответы детей:

  1. 1.     Пожаловаться учителю и родителям.
  2. Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обид­чиком.
  3. Заниматься спортом.
  4. Стать чемпионом, например, по боксу.
  5. Научиться говорить «нет».
  6. Победить свой страх.
  7. Не подстраиваться под других.
  8. Заняться музыкой, рисованием, танцами.
  9. Стать первым в каком-то деле.

Психолог записывает ответы детей в виде плана.

 Психолог:У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем?

 

Примерные ответы детей:

-   «Как стать сильным и независимым».

-   «План самоутверждения» или «Как утвердить себя».

- Как вы считаете, нужно ли уб­рать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

 Примерные ответы детей:

-   Нужно убрать пункты 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)

-   Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом.

(Можно обсудить.)

-   Убрать пункты 3, 8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

 

 Психолог:Как вы считаете, а стоит ли до­бавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»?

 Примерные ответы детей:

-   Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.

-   Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.

    - Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у ко­го-то мобильник будет еще круче.

-  Богатая одежда - этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.

Психолог:Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуваженияне нужны.

Вывод.Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а  за то, что он человек.

 

5. Ролевая игра «Утверждаю себя»

Психолог: Ребята, давайте поиграем в игру  «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды. Предлагаю всем участникам разбиться на команды, по желанию.

 

После того как участники разделятся на 2 команды, психолог раздает им карточки с названиями «Атака» и «Защита».

 

Психолог: Итак, у нас есть 2  команды. Участникам команды «Атака»  предстоит сыграть рольСаши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

 

Психолог раздает каждому члену команды карточки с фразами.

 

Психолог:Участникам команды «Защита» предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

 Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и ста­новятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от чле­на команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Психолог и участники выполняют такие действия.

Психолог: Сходитесь! 2 участника сходятся, становятся рядом.

- Ринг!1 Участник читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же рас­ходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Психолог повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

 

Психолог: Спасибо, ребята. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».

Психолог: К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвеча­ли грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.

Психолог: А что вы можете сказать об актерской игре команды «Атака»?

Дети высказывают свои замечания.

6.  Рефлексия.

Психолог: Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцени­ваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

 

Примерные ответы детей:

-   Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

-   Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

-   Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

-   Я считаю, что главное - это заставить себя уважать.

-   Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боя­лись, тогда и сам будешь себя уважать.

-   Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму - в этом мое самоутверждение.

-   Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.)

 

Психолог: Ребята, о чем вы узнали из на­шего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

Примерные ответы детей:

 

Подведение итогов. Выводы:

У. каждого человека должно быть самоуважение.

Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.

Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.

Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.

Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.

На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоин­ством.

 7. Ритуал прощания

Упражнение «Салют». Все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют с криком: «Мы молодцы».

 

 Сценка «Самоутверждение»

 

Саша  (нагло, агрессивно) Так, на диктанте я сажусь  с тобой! (Бьет Настю по плечу.)

Лена(тоскливо) Зачем?

Саша. Буду у тебя скатывать!

Лена. Да у меня почерк мелкий!

С а ш а. А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа.(спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

С а ш а. О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа(спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа(спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

 

 

Сценка «Самоутверждение»

 

Саша  (нагло, агрессивно) Так, на диктанте я сажусь  с тобой! (Бьет Настю по плечу.)

Лена(тоскливо) Зачем?

Саша. Буду у тебя скатывать!

Лена. Да у меня почерк мелкий!

С а ш а. А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа.(спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

С а ш а. О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа(спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа(спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

 Саша

 Лена

 Сережа

 

1.(Берет лист бумаги, комкает, бросает в сторону.) Эй, малой, подними бумажку!

  

2.(Берет рюкзак.) На, спрячь рюкзак, пусть (имя кого-нибудь из участников) поищет (назвать имя кого-нибудь из участников), поприкалываемся!

  

3.Сегодня с математики все смываемся, усек!

  

4.У тебя есть телефон? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает.) Прикольный, будет мой!!!

  

5.Чё ты тут встал? Я первый это место занял!

  

6.Домашку сделал? Дай скатать!

 

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?